Общая характеристика, цели и задачи программы
Необходимость
гражданско-правового образования школьников очевидна. В условиях современного
переходного государства, в плане
формирования в России демократического режима и правовой
государственности проблему преодоления
правового нигилизма подрастающего поколения трудно переоценить . Воспитание
адекватного политическим и юридическим переменам последних лет правого и
политического сознания, в основе которых лежат важнейшие ценности общества
открытого типа (достоинство, свобода,
уважение прав человека, гражданское согласие), обучение школьников старших
классов первичным правовым и политическим знаниям, умениям и навыкам в конечном
счете позволит создать надежные гарантии необратимости демократических
преобразований в стране, обеспечит высокую электоральную культуру молодых
граждан. Реалии таковы, что круг субъектов данного образовательного и воспитательного
процесса должен расширяться. Очевидно, что усилий общеобразовательных школ города в вопросах правового
образования учащихся крайне недостаточно. Отсутствие необходимых финансовых
средств, информационной базы, часто, недостаток специалистов соответствующей
квалификации и уровня подготовки, нацеленность исключительно на собственных
учеников, известная «замкнутость» школьной воспитательной системы обусловливает
необходимость вовлечения профильных высших учебных заведений и учреждений
дополнительного образования. Примером последнего может служить сотрудничество
юридического факультета Таганрогского института управления и экономики и Центра
внешкольной работы, совместная деятельность которых направлена на создание новых стратегий в области гражданско-правового
воспитания и образования старшеклассников.
Правовое образование школьников является важной
частью гуманитарного образования, формирующего базовые ценности гражданского
общества. Такое образование ориентировано на формирование личности, способной
адаптироваться к динамичным изменениям, готовой в условиях поликультурного
пространства осуществлять свободный выбор мировоззренческих позиций, правовых и
нравственных ценностей.
Сотрудничество ТИУиЭ и ЦВР, кроме всего прочего,
восполняет явный пробел в школьном правовом воспитании: известно, что в
Базисном учебном плане не предусмотрены отдельные правовые курсы, объем содержательных линий по праву в
обязательном минимуме содержания образования ограничен, существующие
учебно-методические комплексы зачастую ориентированы на когнитивную модель
содержания образования.
Преодолению существующих противоречий будет
способствовать система внешкольного правового образования и воспитания, основы
которой и предлагаются в рамках данной программы.
Цель программы (проекта):
Создание системы гражданско-правового образования и воспитания в г. Таганроге.
Основные направления:
1.
Информатизация: создание центра правовой информации на
базе библиотеки и информационного центра ТИУиЭ для обучения учителей школ,
проведения методологических семинаров, научно-практических конференций
посвященных различным аспектам правового образования молодежи, организации
тематических циклов по актуальным вопросам права и политики для
старшеклассников города.
2.
Работа клуба старшеклассников «Гражданин»: правовое
образование и воспитание через
организацию игрового, состязательного пространства, проведение деловых
игр, викторин, конкурсов по правовой тематике. В создаваемое на базе ЦВР и
ТИУиЭ игровое поле вовлекаются учащиеся 9-11 классов школ города. Игры
проводятся по различным форматам. В целях распространения позитивного опыта
работы клуба, а также для создания дополнительной мотивации активности
школьников города, к проведению игр привлекаются СМИ (города, области), которые
через телевизионное вещание, прессу, радио освещают данные мероприятия.
3.Участие в региональной программе, направленной
на повышения правовой и политической культуры молодежного электората.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Проектируемым результатом совместной деятельности ТИУиЭ и ЦВР станет создание
модели правового образования и воспитания в системе «ВУЗ – УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ШКОЛА». Подобный опыт, несомненно, имеет
инновационный характер, будет способствовать созданию благоприятных условий для
объединения вузовского и общеобразовательного подходов к правовому образованию.
Создание центра правовой информации приведет к
повышению правовой информированности учителей и учащихся школ города, будет
способствовать созданию единого образовательно-воспитательного пространства в
сфере права. Сочетание развивающей учебной деятельности с различными игровыми
методиками окажет заметное влияние на формирование правовой культуры молодежи.
И последнее, несомненно, выразится в устойчивом поведении школьников, будущих
избирателей в конкретных правовых ситуациях, развитии лидерских способностей
части учащихся. Применение предлагаемых программой методик обучения, обладающих
ярко выраженным развивающим аспектом, приведут к реализации познавательного
потенциала старшеклассников.
Можно предполагать, что реализация программы будет
иметь экономический эффект за счет правомерного поведения граждан и сокращения
расходов на преодоление негативных последствий правонарушений. Реализация
программы обеспечит условия для устойчивого развития гражданско-правового
образования в городе.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Показателями эффективности деятельности будут являться:
-количество вовлеченных в реализацию проекта образовательных
учреждений;
-результативность деятельности учащихся, образовательных
учреждений по данному направлению;
-степень удовлетворенности участников образовательного процесса
качеством предоставляемых услуг по правовому образованию;
-доступность и содержательность правовой информации;
-распространенность технологий воспитания, предлагаемых
программой;
|