Хаос реформаторских лет оказался весьма конструктивным, т.к. выступил
подлинным носителем информационных новаций, проводником внешних воздействий и
''провокатором'' невиданных советским
правоведением ино-родных (-странных) заимствований. Российская юридическая и
политическая наука начинают развиваться в
условиях постсоветской действительности. Юридическое (интеллектуальное)
сообщество, на какое-то время вдруг оказавшееся предоставленным самому себе
(редкий для страны случай), начинает осваивать российское посткоммунистическое
пространство – ''идейную и институциональную смесь'' между более чем реальным
прошлым и настоящим и весьма иллюзорным
будущим. В истории национальных политико – правовых идей начало 90-х годов знаменует наступление поискового этапа развития,
характеризующегося противоречивым смешением токов, идущих от разных юридических
парадигм, разнополярных и разноуровневых стилей правового мышления.
Магистральное направление
постсоциалистического (реформаторского) правового дискурса в обнаружении подлинных смыслов российского правового
бытия проходит через область господства всё тех же проблем политической и
правовой рефлексии, в конечном счете, как и прежде связанных со
столкновением Нашего и Другого
государственно-юридического опыта. Эвристическая значимость переноса основных
концепций и направлений российской юриспруденции в плоскость диалога культур
в общеметодологическом и философском планах прекрасно обоснованна еще М. Бахтиным: ''Мы ставим чужой культуре
вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти наши
вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны,
новые смысловые глубины. Без своих вопросов нельзя творчески понять
ничего другого и чужого (но, конечно, вопросов серьёзных, подлинных). При такой
диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая
сохраняет своё единство и открытую целостность, но они взаимно
обогащаются'' (1). Сравнительные методы, диалогизм в гуманитарии, вообще,
подобны дыханию: естественны
и незаметны, но только лишь до малейшей
остановки.
Можно говорить об охватившем российское
правоведение стремлении понять и оценить сущность и направленность процесса аккультурации
права и политики, форм и институтов отечественной политико-правовой практики
90-х годов, предвидеть возможные (положительные и отрицательные) результаты
подобного опыта (эксперимента). Значимость
же предлагаемых различными авторами направлений и тематики юридических
исследований, несмотря на известный плюрализм, теоретико-методологический
“разброд и шатания”, “отпущенного (в последние годы) на свободу”
научного сообщества заключается, прежде всего, в явном или не явном желании,
пусть через апеллирование к иному юридико-политическому миру, но
всё-таки определить (точнее, опредилить)
контуры, адекватные цивилизационным реалиям ценностные ориентиры
развития российского государства и права.
Например, известные события рубежа столетий обнажили в общем
“старую как мир” дискуссию о целесообразности построения (в наших условиях –
реанимации!) так называемого сильного
государства. В самых разнообразных терминологических конструкциях
представала эта напрочь лишенная не только научной, но даже и вполне обыденной оригинальности идея. Попросту
говоря, ''сила'' – это крайне сомнительная юридическая характеристика для
российского государства, которое пусть формально (в рамках публичного
дискурса), но все же эволюционирует от авторитаризма и тоталитаризма к
демократии и открытому обществу. Государство (отраженное массовой ментальностью) может быть сильным
''физически'' (каким, несомненно, казалось советское государство в
период расцвета), но может быть сильным интеллектуально (своим правом и
правосудием, экономикой, политикой, образованием и наукой, социальной сферой и
т.д.). Причем как это ни парадоксально, но первое и второе по природе своей
суть вещи несовместимые: давно же известно, что ''сила есть – ума не надо''.
В этом (методологическом) ключе
вспоминается статья профессора Бёрнса, опубликованная им в начале 30-х годов.
''Смыслом горизонта'' (или смысловым горизонтом – А.М.) назвал
Бёрнс принцип, следуя которому любой исследователь сталкивается с
предопределенностью мысли, являющейся для неё одновременно опорой и
ограничением: у каждой цивилизации есть свои пределы знания – восприятий,
реакций, чувств и идей, точно также как и пределы развития тех или иных
общественных и государственных институтов, форм и систем. “Опыт любого момента
имеет свой горизонт…К опыту каждого человека может быть добавлен опыт других
людей, живущих в его время или живших прежде, и таким образом общий мир опыта,
больший, чем мир собственных наблюдений одного человека, может быть пережит
каждым человеком. Однако, каким бы обширным ни мог быть общий мир, у него также
есть свой горизонт; и на этом горизонте всегда появляется новый опыт…” (2).
Вероятно, в данном направлении, по пути выявления цивилизационных пределов собственного
государственно-правового опыта, впрочем, как и устойчивых мнемонических
структур самого российского юридико-политического дискурса предстоит двигаться
отечественной гуманитарии.
Пока же архитектонические основания и тенденции
развития политико-правового дискурса на рубеже веков могут быть представлены
достаточно схематично:
-
во второй половине 90-х
годов в результате перехода от
идеократической модели
национальной юридической науки к её поли-(амби-) валентному бытию
устанавливается дискурсивный консенсус, основанный на относительной неустойчивости,
открытости системы взглядов, концепций, теорий;
-
межкультурный диалог,
столкновение традиций, сложная игра правовых и политических
заимствований и ''преемственностей'', отсутствие единой доктрины
развития отечественного государства и права в XXI в., поддерживают дуэль аргументов, являющихся
скорее продуктом саморазвития (самовоспроизводства) российской цивилизации, чем
неким результатом ''чистого'' правового мышления. Затянувшаяся акинезия
(нарушение двигательной функции) юридической науки привела её к утрате смысловых связей с национальными и иностранными
политическими и правовыми практиками, спецификой социальных отношений.
|