В науке истории политических и правовых учений
неоправданно малое внимание уделено видному античному писателю Ксенофонту. Идеи
и взгляды, высказанные им в различных произведениях, были широко известны как
современникам, так и потомкам, хотя и не составили цельной, развернутой
политико-правовой теории. Именно поэтому ведущие российские исследователи
истории политических и правовых учений оставляют его за рамками изучения,
полагая, что “вне предмета истории политических и правовых учений в принципе
остаются различные фрагментарные, не развитые до уровня самостоятельной и
оригинальной теории высказывания и суждения разных мыслителей, общественных и
политических деятелей, писателей, поэтов и т.д. о политических и правовых
явлениях, хотя, разумеется, подобные положения могут быть весьма глубокими и
интересными”.[ii]
Исходя из этого, о Ксенофонте упоминают лишь как об ученике Сократа, либо не
упоминают вовсе. Между тем он, как отмечает Э. Д. Фролов, был “не
просто историческим писателем, но и весьма своеобразным и оригинальным
мыслителем, сыгравшим видную роль в развитии античной политической мысли”.[iii]
Ксенофонт родился (около 445г. до н. э.) и вырос в
Афинах, центре эллинской образованности, в бурное и интересное время, когда шла
ожесточенная политическая борьба между аристократией и демократией, на этом
фоне стремительно развивалась представленная софистами и гением Сократа
философия, и все это осложнялось крупнейшим внешнеполитическим событием эпохи –
Пелопоннесской войной. Представитель афинской знати, Ксенофонт служил в
афинской коннице, и, по свидетельству Диогена Лаэртского, в одном из боев упал
с коня и был спасен с поля боя Сократом, служившим в пехоте.[iv]
Ученик и друг Сократа, написавший впоследствии замечательные воспоминания о
нем, Ксенофонт после окончания войны не нашел себе достойного поприща на родине
и отправился вместе с 13 тысячами греческих конников на службу к Киру Младшему,
пытавшемуся завоевать персидский престол. После поражения и отступления из
Персии афинский аристократ нанимался на службу к различным правителям и в конце
концов оказался на спартанской службе, где близко сошелся и подружился с царем
Агесилаем. По окончании Коринфской войны (386г. до н. э.) Ксенофонт оставил
службу и занялся литературным трудом, написав около четырнадцати больших и
малых произведений. При этом десять из них – произведения острой
социально-политической направленности. Они весьма разнообразны по жанру:
“Анабасис” – мемуары, “Греческая история” – исторический трактат, “Киропедия” –
педагогический роман[v],
“Агесилай” – похвальное слово, панегирическая биография, “Экономик” и “Гиерон”
– философские диалоги, “Об обязанностях гиппарха” и “О всадническом искусстве”
– специальные наставления, и лишь “Лакедемонская полития” и “О доходах” –
собственно политические трактаты.
Политическая направленность идей Ксенофонта в
значительной степени вызвана непростой ситуацией, связанной с кризисом полиса и
демократических режимов не только в Афинах, но по всей Греции. Талантливый
аристократ в своих трудах выразил “реакцию состоятельной и аристократической
верхушки греческого общества… на социально-политическую ситуацию, сложившуюся к
середине Ivв.”[vi]
Разочаровавшись в полисе и видя реальные пути преодоления кризиса –
“участившееся назначение стратегов-автократоров, распространение наемничества,
возрождение тирании, развитие федерализма”[vii] –
Ксенофонт вместе с другими мыслителями наиболее удобными и доступными ему
средствами развивает новые для Эллады, но от этого тем более популярные идеи:
монархическую и панэллинскую.
Монархическая тема, собственно, не являлась новой для
греческой публицистики. Представления о тирании как несправедливой форме
правления, основанной на насилии и несущей несчастье не только подданным, но и
правителю, отображены уже в литературе V века Геродотом,
Софоклом и Еврипидом. Но уже Сократ и его ученики провели четкие границы между
насильственным режимом тирании и монархией, существующей во благо граждан, где
правитель – мудрый пастырь, высший и наиболее ответственный служитель общества.
Эту идею неоднократно пропагандирует и развивает и Ксенофонт: уже в трактате
“Гиерон” он показывает, “что, действуя в интересах общества, - по крайней мере
его лучшей части, тиран может добиться счастья и для других и для себя самого”.[viii]
Но наиболее полно монархическая идеология Ксенофонта раскрыта, несомненно, в
историческом романе “Киропедия”.
Роман посвящен воспитанию и деятельности Кира
Старшего, царя персов, объединившего их и поведшего на завоевание Малой,
Передней и Средней Азии. Но Ксенофонт не слишком придерживался точности в
фактах, известных ему из личного опыта и произведений Геродота и Ктесия. По
меткому выражению Э. Д. Фролова, “история была для него – еще больше,
чем новая европейская для Александра Дюма, - лишь стеной, на которую он вешал
свою картину”.[ix]
Во главе персидского государства в “Киропедии” стоит
царь, который “первым выполняет свои обязанности перед государством, обладая
установленными государством правами, мерой которых служит закон, а не его
собственная воля”. При этом контроль за соблюдением законов царем
осуществляется старейшинами. Тиран же “решает все дела, сообразуясь с
собственной волей”.[x]
Все население Персии составляет 120 тысяч человек,
разделенных на 12 племен. “Всем персам разрешено посылать своих детей в
общественные школы, где учат справедливости. Но посылают своих детей те персы,
кто в состоянии их содержать, не заставляя работать; другие же оставляют их
дома. Получившие образование у государственных учителей имеют право, достигнув
юношеского возраста, стать эфебами. Те, кто такого образования не получил,
эфебами стать не могут. В свою очередь, эфебы, выполнившие свои обязанности в
соответствии с установленными предписаниями, получают право перейти в разряд
взрослых мужей. Тот, кто эфебом не был, в разряд зрелых мужей не зачисляется.
Зрелые мужи, безукоризненно исполнявшие свои обязанности, переходят в разряд
старейших”.[xi]
Ксенофонт здесь описывает с большой точностью структуру спартанского общества
по законам Ликурга. У персов, таким образом, далеко не все граждане
равноправны, а лишь получившие государственное образование и несущие службу.
Система образования и воспитания также напоминает
спартанскую, но Ксенофонт делает существенное добавление: образование, наряду с
обучением владению оружием и гимнастикой, включает воспитание законопослушанию,
или справедливости. “У детей, как и у взрослых, постоянно возникают взаимные
обвинения и в воровстве, и в грабеже, и в насилии, и в обмане, и в оскорблении
словом и тому подобном. В случае, если суд признает кого-либо виновным в таком
проступке, назначается наказание”, как правило, в виде порки. Наказанию
подлежат также несправедливое обвинение, неблагодарность, бесстыдство.[xii]
Таким образом, спартанское государство и общество,
которому отдает Ксенофонт свои социально-политические симпатии, нуждается, по
его мнению, в усовершенствованиях: введении наследования царской власти и
улучшении системы образования и воспитания путем обязательного обучения
справедливости, то есть закреплении с детства навыков законопослушного
поведения. На этой основе мыслитель полагает возможным построить идеальное
государство, которое он описывает в романе “Киропедия”.
Единственный путь создания такого государства,
предлагаемый Ксенофонтом – это завоевание богатых, но слабых в военном
отношении соседних народов. Причем афинский аристократ считает это завоевание
правовым средством: “Во всем мире извечно существует закон: когда захватывается
вражеский город, то все в этом городе становится достоянием завоевателей – и
люди, и имущество. Стало быть, вы вовсе не вопреки закону будете обладать тем,
что теперь имеете, а наоборот, лишь по доброте своей не лишите побежденных
того, что вы им еще оставили”.[xiii]
Структура нового государства у Ксенофонта сложна и
разнообразна. Для собственно персидского населения на территории Персии царь
остался пастырем, более того, он заключает договор со старейшинами персидского
народа “о том, что ты, Кир, если кто-нибудь пойдет войною на персидскую землю
или попробует низвергнуть законы персов, окажешь им помощь всеми силами, а вы,
персы, если кто-нибудь попытается лишить Кира власти или от него попробует
отложиться какой-нибудь из подвластных народов, тоже постоите и за себя самих и
за Кира по первому его призыву”.[xiv] В
отношении завоеванных земель и народов царь – самодержавный монарх, назначающий
в подчиненные провинции сатрапов из числа своих наиболее доверенных соратников.
Для предупреждения сепаратистских попыток сатрапов в крепостях и городах
содержатся гарнизоны, подчиненные лично царю,[xv] кроме того,
“ежегодно специальный посланец царя во главе отряда воинов отправляется в
поездку для того, чтобы оказать помощь, если кто-нибудь из сатрапов нуждается в
ней, или образумить того, кто начинает своевольничать, или вообще восстановить
надлежащий порядок…”.[xvi]
Повиновение населения достигалось и введением системы полицейского надзора: Кир
“побудил многих людей и подслушивать, и высматривать что угодно, чтобы только
добыть для царя важные известия… от этого люди повсюду боятся вести речи, не
угодные царю, как будто он сам их услышит, и совершать поступки, не угодные
царю, как будто он сам будет их свидетелем”.[xvii]
Общественная структура государства Кира представляет
собой строго иерархическую лестницу, основание которой составляют порабощенные
вавилоняне, ввергнутые завоевателями “в крайнюю нужду, чтобы можно было сильнее
принизить их и легче удерживать в повиновении”.[xviii] Им
запрещено владеть оружием и приобщаться к военным знаниям и упражнениям.
Несколько выше них находится население сатрапий, не порабощенное, но
подчиненное и обязанное платить налоги, содержать гарнизоны и дворы сатрапов,
поставлять воинов и т.п. На следующей ступеньке социальной лестницы стоят
союзные воины в положении военных поселенцев, получившие земли и рабов и
обязанные службой. Высшее сословие – это персы и командиры союзников,
награжденные большими домами, сокровищами, усадьбами и рабами, но обязанные
ежедневно являться на службу к царю. При этом все, как высшие, так и низшие,
были связаны строжайшей дисциплиной, которой Ксенофонт вообще придавал решающее
значение: “Какой вражеский город удавалось взять недисциплинированным воинам?
Какой дружеский удавалось защитить непослушным? Какое войско, состоящее из
непокорных, когда-либо добивалось победы? В каких случаях люди чаще проигрывали
сражения? Не тогда ли, когда каждый начинал помышлять лишь о собственном
спасении? Чего вообще хорошего совершали те, кто не повиновался лучшим?”[xix]
Строгая дисциплина насаждалась как правильным воспитанием, так и всеобъемлющей
и сбалансированной системой поощрений и наказаний, которой наиболее значимым
мотивом была выгода: лучше и быстрее повинующиеся воины и начальники
вознаграждались богаче. Примером здесь послужил Феравл, который “был убежден,
что из всех живых существ человек в особенности наделен чувством долга и
благодарности. Ибо он видел, что на похвалу люди охотно отвечают похвалою, а за
услуги стараются отплатить услугами”.[xx] Идею о
выгоде как основе дружеских взаимоотношений между людьми Ксенофонт возводит к
Сократу, который, по его словам, понимал под дружбой взаимные обязательства и
советовал приобретать друзей, оказывая благодеяния людям, находящимся в
стесненных обстоятельствах, болезни или несчастье: “Когда дорогую вещь можно
купить дешево, тогда надо покупать” – говорят хорошие хозяева. А при теперешних
обстоятельствах можно приобрести хороших друзей очень дешево”.[xxi]
Но высшие почести воздавались тем, кто повиновался, не будучи обязанным,
добровольно, да еще проявлял инициативу, выгодную царю. “Хрисант не дожидался
вызова, а являлся, блюдя наши интересы, раньше, чем его позовут. Затем, он не
ограничивался выполнением приказания, но делал еще и то, что сам находил
полезным исполнить для нас”.[xxii] Подобным
же образом строятся отношения с союзниками: “Нам более выгодно оказаться в
глазах союзников людьми, высоко ценящими справедливость, и тем самым еще
сильнее привязать их к себе, чем взять большую долю добычи… и если нам
достанется несколько меньше, мы и это должны считать выгодным для себя; ведь
ради корысти они еще охотнее останутся нашими союзниками”.[xxiii]
Стремление быть полезным своим союзникам диктовалось и
соображениями личной безопасности царя, который не мог отказаться от общения с
правителями соседей и союзников, своими вельможами, но и “счел непригодным
лишать их оружия и воинского достоинства; он находил это несправедливым и
чреватым возможностью крушения своей власти… Есть только одно, но самое
действенное и вместе с тем самое достойное средство обеспечить свою
безопасность – это сделать всех этих могущественных людей более друзьями себе,
чем друг другу.”[xxiv]
Система наказаний так же проста и действенна.
Проступки или неповиновение наказывались причинением неудобств или лишением
материальных благ. Например, отсутствие при дворе без уважительных причин лиц,
обязанных ежедневно являться к царю, было наказуемо, при этом самым тяжким
наказанием было “лишение всех владений и передача их тому, кто, по мнению Кира,
готов был являться своевременно”.[xxv] Иначе
поддерживалась дисциплина в армии в военное время, когда страх смерти мог
превозмочь соображения выгоды. Опираясь на авторитет Сократа, Ксенофонт
утверждал, что “на войне… надо ставить в первые и последние ряды лучших солдат,
а в средние худших, чтобы одни вели, а другие подталкивали”.[xxvi]
Начальники же должны следовать сзади: “если кто проявит слабость, вы, заметив
это, не допускайте, чтобы они запятнали себя трусостью”.[xxvii]
Отлично понимая психологию командования, полководец понимал, что “солдат должен
бояться своего начальника больше, чем врагов, когда требуется стоять в карауле,
покидать своих друзей или беспрекословно идти на неприятеля”.[xxviii]
Высокую роль в государстве Кира играют законы. Но и
здесь имеет место двойственность, дублирующая сложность и противоречивость
государственной системы: в собственно Персии закон был принят давно и стал
традицией, практически так же, как закон Ликурга в Спарте. В описываемое время,
как указано выше, царские полномочия определены законом, исполнение которого
жестко связано с повиновением граждан. Новые законы, как это показано на
примере обязанности персов ездить верхом на конях, полученных от царя,
принимаются после обсуждения и согласия всех старейшин.[xxix]
В новой державе, построенной Киром, царь “сознавал, что благодаря письменным
законам люди тоже становятся лучше, однако хорошего правителя… считал живым
законом для людей, потому что он в состоянии и отдавать распоряжения, и видеть
и наказывать не соблюдающих порядок”.[xxx] Залогом же
законопослушного поведения подданных Ксенофонт считал подчинение законам прежде
всего самого правителя. Эта традиция восходит к Сократу, который утверждал:
“Государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, и в мирное время
благоденствуют, и на войне неодолимы”,[xxxi] и всей
своей жизнью доказал верность этому правилу.
Таким образом, Ксенофонт на примере державы Кира, в
значительной степени вымышленной, гениально предвосхитил организацию новых
государственных форм эпохи эллинизма, империи Александра Великого и царств
диадохов. “Эпоха, описываемая Ксенофонтом…, стоит как раз на рубеже двух
периодов: с одной стороны, эллинства с его маленькими самодовлеющими полисами,
характеризующимися еще в значительной мере замкнутым хозяйством и замкнутой
психологией, и со значительными элементами коллективизма как в экономической,
так и в психологической области; с другой стороны, эллинизм, с его огромными
монархиями, широким денежным обменом и торговлей, насквозь индивидуалистической
психологией, вынужденным аполитизмом обывателя и культом великой личности”[xxxii]
– писал С. Я. Лурье. Афинский военачальник весьма точно откликнулся
на требования времени. Не состязаясь ни с историческим талантом Фукидида, ни с
философским гением Платона, Ксенофонт весьма точно нашел литературный жанр, в
котором сумел наиболее полно раскрыть свое научное и литературное дарование и
использовать свой огромный практический опыт боевого командира, ученого
тактика, умелого хозяина, экономиста и дипломата. Именно в политической
публицистике Ксенофонту не было равных не только среди современников, но и
многие поколения спустя. Его идеи получили практическое применение не только в
эллинистических государствах. Многие авторы ценили слог Ксенофонта, его тексты
как образец политического красноречия. Дион Златоуст писал: “Ксенофонт, думаю
я, даже один – из древнейших может быть достаточным для государственного
деятеля. Будет ли кто полководцем на войне, или правителем города, или оратором
в народном собрании, совете, суде и пожелает не только как оратор, но и как
государственный деятель и царский советник сказать речь, действительно
соответствующую такому мужу – самый лучший, самый полезный для всего этого
автор, по моему мнению, Ксенофонт”.[xxxiii]
К сожалению, выдающийся афинянин не угодил немецким
исследователям, историкам, философам и филологам. О причинах этого рассуждать
здесь не место, отмечу лишь, что Ксенофонт с легкой руки немцев предстает перед
нами всего лишь “майором в отставке” (У. Вилламовиц-Мёллендорф),
“дилетантом в гётевском смысле слова, т.е. человеком, занимающимся постоянно
вещами, до которых он не дорос” или старым офицером на покое, которому очень
трудно углубляться в диалектические тонкости (Т. Гомперц).[xxxiv]
Эта точка зрения была в свое время некритично воспринята и некоторыми
отечественными исследователями. В частности, М. И. Максимова
признавала за Ксенофонтом замечательный талант рассказчика, считая его хорошим
оратором, знакомым “со всеми тонкостями искусства красноречия”,[xxxv]
но не более того. Однако уже в 30-х годах С. Я. Лурье, признавая за
Ксенофонтом компетентность в вопросах военных, считал, что он “весьма
интеллигентный человек, к тому же стоявший в близких личных отношениях с
вершителями судеб тогдашней Греции. Нелепостей или несуразностей, подобных тем,
какие мы встречаем в комбинациях позднейших историков, он не напишет”.[xxxvi]
Но начало подлинной реабилитации Ксенофонта как политика и политического
публициста стало возможным лишь благодаря ярким, красочным и сочным по стилю
статьям и книгам Э. Д. Фролова, вернувшего великого афинянина на
причитающееся ему в античной политике место и показавшего, как гениально
предвосхитил он последовавшие вскоре события и свершения греков практически в
тех же местах, где разворачивается действие его произведений. Влияние же
политико-правовых идей Ксенофонта на теоретиков, политиков и правоведов
Средневековья и Нового времени, внешне несомненное, еще ждет своего
исследователя.
|