Универсальное
образование, в отличие от обучения какой-либо конкретной специальности,
призвано привить на всю жизнь потребность учиться и обучить студентов главному
– умению учиться, то есть самостоятельно извлекать новое знание. Умение это
возможно лишь на строго научной основе, для чего необходимо овладение методами
исследования. К сожалению, подготовленность студентов, особенно первокурсников,
к учебе в университете в плане владения общими и частными методами приобретения
знаний очень часто оставляет желать лучшего. Настоящая статья вызвана к жизни
необходимостью рассказать студентам-юристам о частных методах, которые им
потребуются при изучении цикла историко-правовых дисциплин, а именно истории
государства и права зарубежных стран, истории отечественного государства и
права и истории политических и правовых учений.
Историческая теория
марксистстской диалектики, которой придерживается автор, дает глубокие
методологические принципы. Диалектическая концепция, освобожденная от партийной
идеологии и получившая в связи с этим новый импульс к творческому развитию,
активно вбирает, перерабатывает и использует новые достижения иных философских
систем.
На сегодняшний день
наука открыла и изобрела значительное количество общих и частных методов
исторического и историко-правового исследования. Задачей исследователя, каковым
и является студент, является тщательный отбор логически сочетающихся,
непротиворечивых методов, правильное их применение, чтобы с возможно большей
достоверностью достичь поставленной цели.
Исторический метод, достаточно исследованный историографами,
специалистами в области логики и методологии[1, с.326-328], помогает воспроизвести время, место,
подробности личной деятельности того или иного лица, деятельности
государственного института в целом в качестве составной части государственного
механизма. И. Д. Ковальченко отмечал, что “любое поколение в состоянии
радикально изменить существующие общественные отношения. Но действовать оно
может, только опираясь на историческое наследие, на тот материальный и духовный
потенциал, который достался ему от предшествующих эпох. Это, естественно,
ограничивает возможности для субъективной деятельности людей и ставит перед
ними задачу адекватной оценки исторического наследия и его рационального
использования в своей деятельности. Историки же должны показать, что
представляло собой это наследие и насколько эффективно оно использовалось”[2, с.4].
Историзм подразумевает применение
совместно, но не одновременно, двух подходов: историко-ситуационного и
историко-ретроспективного. “Суть историко-ситуационного подхода состоит в
рассмотрении явлений и процессов прошлого в контексте соответствующей
исторической ситуации. Основным здесь является выяснение того, в какой мере
современники адекватно воспринимали историческую реальность и учитывали ее при
определении целей и задач своей деятельности, с одной стороны, и соответствие
этой деятельности объективным перспективам исторического развития — с другой.
Глубина понимания современниками прошлого и настоящего и их соотносимости с
будущим определяет степень субъективной прогрессивности их взглядов и
основанной на них деятельности… Историко-ретроспективный подход раскрывает суть
и прогрессивность явлений прошлого с определенной исторической дистанции, когда
уже в той или иной мере обнаружились исторические результаты соответствующей
деятельности в прошлом. Это, естественно, позволяет углубить раскрытие ее
объективной значимости и прогрессивности и дать ей более глубокую оценку”[2, с.15].
Закономерности
развития того или иного государственного института или отрасли права, государства
и права в целом, позволяет выявить компаративный, или
сравнительно-исторический метод. В таком случае сравнение носит выраженный синхронический
и диахронический характер. Синхрония позволяет сравнить подобные институты
в различных государствах в одном и том же историческом времени, что дает
возможность выявить общие закономерности и национальные особенности. Например,
рассматривая становление института прямого династического наследования власти,
мы обратим взор на Францию эпохи Каролингов (VIII век), и на Россию (XIV век). Диахроническое сравнение
применяется для сопоставления одного и того же института в разные периоды его
деятельности. Так, работа политической полиции Российской империи может быть
исследована в четырех следующих друг за другом периодах: 80-е годы XIX века – 1902г.; 1902-1906гг.;
1907-1912гг.; и с 1913г. до начала Февральской революции 1917г., когда
деятельность охранки была прекращена. С помощью диахронического сравнения
выявляются закономерности, особенности и подробности, присущие российской
политической полиции как самой по себе, так и в качестве необходимой составной
части Российского государственного механизма или, с точки зрения теоретиков
государства и права, механизма любого государства, которое осуществляет
политический контроль и политический сыск врагов данного общественного и
государственного строя, защищает себя и воспроизводит собственное состояние
гомеостазиса, — иными словами, неизменного тождества себе в сочетании со
способностью к дальнейшему историческому развитию государства и общества, чьи
проблемы решает то или иное государство, в данном случае – государственность
Российской империи.
Историко-сравнительный метод, как и все
другие, не имеет всеобщего характера, более того, его применение существенно
ограничено. Поэтому, как рекомендует Т. Шидер, сравнение необходимо применять в
комплексе двух его противоположных ипостасей: индивидуализирующей,
позволяющей рассмотреть единичное и особенное в факте и явлении, и синтетической,
дающей возможность провести логическую нить рассуждения к выявлению общих
закономерностей. “Подлинная плодотворность исторического исследования
измеряется его способностью с помощью синтетического сравнения определить
новые, до сих пор неизвестные исторические индивидуальности либо его способностью
наполнить абстрактные понятия конкретным историческим содержанием”[3, с.160].
Историко-генетический метод опирается в своем применении на
дословное значение греческого понятия “genesis” – происхождение, возникновение; процесс
образования и становления развивающегося явления[4, с.117]. Если диахроническое сравнение позволяет
выявить сущность и характер происшедших изменений, то применение
историко-генетического метода в современных исторических исследованиях
предполагает установление порождения тех или иных событий событиями более
ранними во времени. Иными словами, с помощью историко-генетического метода
устанавливаются основные причинно-следственные связи, а кроме того, этот метод
позволяет различить ключевые положения исторического развития, частные особенности
такого развития и единичные подробности, обусловленные особенностями
исторической эпохи, страны и континента, национального и группового менталитета
и личных черт участников исторического процесса. “В обычном понимании –
полагает А. К. Черненко, – причинность выступает как логическая
категория, которая позволяет познать генетическую связь правовой
действительности. В своем традиционном виде она выглядит так: генетическая
связь есть связь, в которой одно явление (причина) порождает другое явление (следствие).
Связь между причиной и следствием характеризуется такими чертами, как
необходимость и объективность; в следствии нет ничего иного, чего не было бы в
причине, действие последней жестко задано причинной информацией. Эту форму
причинности в силу однозначного воспроизводства в следствии структуры и
информации называют еще линейной причинно-следственной связью”[5, с.32]. Однако исторический процесс сложен и
противоречив, и линейные связи возможны в редчайших, простейших случаях.
Поэтому “там, где необходимо более содержательное представление о причинной
связи, употребляется не простейшая…, а иная, более содержательная форма”[5, с.33].
Юристы и историки права в качестве
объекта исследования имеют источники права, для работы и изучения которых
применяют метод сравнительного правоведения, или сравнительно-правовой.
К. Цвайгерт и Х. Кётц считают, что “сравнительное право” есть не что
иное, как сравнение различных правовых систем, существующих в государствах
мирового сообщества”[6, с.9].
Являясь частным случаем компаративного метода, сравнительно-правовой имеет и
свои особенности. Его применение дает “возможность изучить формы и процесс
формирования правовых институтов, которые развиваются параллельно и, судя по
всему, по своим внутренним законам. Эти законы еще предстоит определить, затем
выявить путем детального сопоставления различий степень их схожести и тем самым
укрепить веру в существование единого для всех чувства справедливости”[6, с.10-11]. Сравнение неизбежно должно выявлять и
учитывать также национальные особенности права, возможности и имевшие место
факты рецепции.
Историко-правовое исследование невозможно
без применения метода психологического анализа, или сравнительно-психологического
метода. Это сравнительный подход от выявления причин, побуждавших отдельную
личность к тем или иным поступкам, к психологии целых социальных групп и масс в
целом. При исследовании политико-правовых фактов и явлений как результатов
человеческой деятельности, для чего необходимо разобраться в мотивах этой
деятельности при этом “термин “мотив” мы употребляем не для обозначения
переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта
потребность конкретизируется в данных условиях”[7, с.290]. Но “мотивы приобретают
“смыслообразующую силу не в результате прямого сдвига на цель действия, а через
интерес”[8, с.404],
не столько индивидуально-эгоистический, субъективный, сколько
объективно-групповой. Отсюда появляется возможность психологической
характеристики личности и группы, к которой личность принадлежит. При этом
“характеристика той или иной личности едва ли может исчерпываться традиционным
набором биографических характеристик (происхождение и окружение, воспитание и
образование, служебная деятельность и т. п.) и раскрытием
общественно-социальной позиции, которая и служит основой для оценки воззрений и
деятельности той или иной личности. Ускользает тот важнейший факт, что сама
общественно-социальная позиция, ее выбор и осуществление определялись именно
личностно-индивидуальными чертами человека. И, чтобы понять индивидуальные
мотивы той или иной позиции личности, недостаточно традиционных характеристик.
Требуется выявление специфики мышления и нравственно-психологического облика
человека, обусловливавших восприятие действительности и определявших воззрения
и деятельность личности”[2, с.11].
Исследование затрагивает особенности психологии всех сторон исторического
процесса, сравниваются общегрупповые характеристики и индивидуальные
особенности.
Поскольку принцип
историзма непосредственно связан с идеей системности, автор, развивая
идею Ф. Энгельса о том. что социалистическую теорию, как конечный результат
новой философской системы, необходимо исследовать “во внутренней части этой
системы, а вместе с тем подвергнуть разбору и самое эту систему”[9, с.2], считает необходимым рассматривать любой
объект исследования как сложную многоэлементную систему, используя философские
категории целого и части. По мнению В. И. Свидерского, “признаком целого…
является обязательное наличие общей структуры, объединяющей отдельные элементы и
накладывающей свою печать на сами эти элементы”. Под структурой же он понимает
“принцип, способ, закон связи элементов целого, систему отношений элементов в
рамках данного целого”[8, с.216].
От исследователя зависит определить рамки целого, поскольку, например, правовая
норма, регулирующая отдельное правоотношение, является элементом института или
отрасли права, или системы правового регулирования в целом, но в то же время
сама представляет собой систему, имея достаточно сложную внутреннюю структуру.
При исследовании
такого важного источника, как нормативный правовой акт или норма права, особое
значение приобретает применение формально-юридического метода, в рамках
которого изучаются правовые нормы как таковые. Внимание исследователя
направляется, по мнению Г. Кельзена, “на нормы, а не на факты бытия, то есть не
на волю и представления о правовых нормах, а на нормы как должное или
представляемое содержание”[10, с.358].
При этом не учитываются ни обстановка принятия нормы, ни цели законодателя, ни
возможность (или невозможность) применения. Подобный метод в практической
юриспруденции, известный как “юриспруденция понятий” (Германия) или
“формально-догматическая юриспруденция” (Россия) – одно из направлений
этатического юридического позитивизма, достаточно заклеймен критиками,
поскольку “может привести исследователя лишь к статистическим знаниям о праве”[10, с.359]. Но в историко-правовом исследовании
такой метод оправдан и необходим, поскольку применяется в комплексе с прочими
методами.
Все эти методы и подходы
позволяют, при условии правильного их применения, получить новое, научно
обоснованное и достоверное знание при неукоснительном соблюдении одного важного
условия: исследователь действительно стремится к истине, при отказе от
устоявшихся догм, идеологических и злободневных соображений, сопереживания той
или иной стороне либо тому или иному историческому лицу. “Задача историка
состоит в том, чтобы выявить причины… и на этой основе более глубоко объяснить,
что же произошло, а не просто делить современников на хороших и плохих,
осуждать одних и восхвалять других, менять одни оценки прошлого на другие”[2, с.8].
|