Процесс формирования гражданского
общества в государстве, в том числе и в России, невозможно представить без
участия интеллигенции. Передовой, наиболее образованный слой населения должен
стать основной движущей силой и примером для нации в деле сотрудничества с
властью в построении правового государства.
Получившая в последние годы широкое
распространение в трудах российских юристов теория правового государства
главное внимание обращает на защищенность гражданина от произвола государства в
целом и отдельных его структур и должностных лиц в частности. При этом, по
мнению автора, в значительной степени упускается из виду тот факт, что само
государство является достаточно уязвимой системой и требует серьезных мер и
гарантий для обеспечения безопасности. С другой стороны, некоторые авторы,
разрабатывающие основные положения современной теории государства и права,
полагают обеспечение государственной и социальной безопасности функцией,
всецело относящейся к прерогативам государства. Так, А. П. Герасимов считает,
что “в механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству
и его органам”[1]. Одним из
основных условий обеспечения социальной безопасности он называет “отсутствие
или достаточную слабость незаконно существующих сил, способных непредсказуемо
вмешаться в политический процесс”[2].
Это идеальное представление не может соответствовать действительности ни в
каком реально существующем государства, особенно в России, где события
последних месяцев ярко проиллюстрировали несостоятельность подобной концепции.
По мнению автора, “отсутствие или достаточная слабость незаконно существующих
сил” есть не условие, а результат деятельности надежно функционирующей системы
политического контроля и политического сыска (розыска).
Политический сыск, являющийся во все
периоды существования государства его неотъемлемым институтом, в настоящее
время является объектом серьезного научного исследования. При этом, к
сожалению, во многих случаях этот институт представляется принадлежностью
“тоталитарного государства, авторитарного режима (режима личной власти),
военно-политической диктатуры и иных форм недемократического использования
репрессивного аппарата государства”[3].
Понятие политического контроля, в последние годы достаточно широко
употребляемое как зарубежными, так и российскими исследователями, прежде всего
историками, политологами, философами, также в большинстве своем употребляется
применительно к концепции авторитарного или тоталитарного государства[4].
Функция политического контроля не может
быть возложена только на государство. Свобода индивида в гражданском обществе,
по мнению В. Д. Перевалова, заключается в обладании собственностью, возможности
принадлежать к определенной социальной общности или полной автономии, и
независимости от государства[5].
Но, по мнению автора, последнее положение не совсем верно, поскольку все
факторы этой свободы как раз и гарантируются государством, а, следовательно,
индивид в гражданском обществе кровно заинтересован в стабильности государства.
Таким образом, участие граждан в деятельности политического контроля является
неотъемлемым признаком наличия гражданского общества в правовом государстве и
одной из форм единения народа и власти, что, по мнению Л. А. Тихомирова, только
и обеспечивает стабильность и порядок в государстве[6].
Социальный конформизм интеллигенции,
приемлемый и необходимый в прошлом и в определенной степени в настоящем как
средство защиты от “агрессивной среды”[7],
в условиях гражданского общества приобретет антиобщественный характер. Критика
неправомерных действий власти при активном участии в предотвращении покушений
на государство – гражданский долг каждого представителя интеллигенции.
|